sigmund_rod Moi Hotel, Lundveien, Moi, Норвегия Golden Entry

Category:

900 км на электромобиле или “range anxiety” (часть первая)

Вот не знаю, как перевести норвежский термин “rekkevide angst” (“range anxiety” по-английски) на русский. Короче, это такое тревожное чувство, когда тебе кажется, что не доедешь до следующей зарядки и батарея сядет посреди дороги.  Это чувство у меня возникало несколько раз во время моей последней поездки по Норвегии, когда я отмахал порядка 900 км на электромобиле, у которого запас хода не более 150 км. Но в конце поездки я уже был закалённым электромобилистом, который с вызовом смотрит на цифру 10% на значке заряда батареи.

Но всё по порядку. Нужно было съездить по работе в городок Мои на западном побережье Норвегии. Сейчас в эпоху ковида нас поощряют не использовать общественный транспорт, а ехать на автомобиле. Удовольствие так себе, потому что это вам не Франция или Испания, вы здесь 120-130 км/ч не поездите. Есть конечно трассы, но там максимум 100-110, а на всём западном побережье медленные дороги с полосой в одну сторону и без разделителя, 60-80 км/ч . Так что, 450 км в одну сторону – это долго. А если ещё едешь на электромобиле (Nissan Leaf с 24 кВч батареей в моём случае), на котором надо постоянно заряжаться – ещё медленней. 

С Лифом вообще всё сложно. Кроме маленькой батареи, она ещё и с пассивным охлаждением. На практике это означает, что температура батареи растёт после каждой быстрой зарядки. И есть определённый максимум (выше 50 градусов), куда вы не хотите идти, потому что это где батарея начинает очень быстро деградировать. Кроме того, в общем случае, вы пытаетесь не заряжать батарею более 70%, так как после 65-70% скорость зарядки неприлично падает, особенно в 24 кВч варианте (как раз мой). 

Заряд батареи в % против скорости зарядки. Мой Лиф - голубая линия.
Заряд батареи в % против скорости зарядки. Мой Лиф - голубая линия.

Ну в общем, с такими вводными данными я начал мою поездку.

Если у вас Тесла или какой-нибудь Hyundai Kona, вы вообще не паритесь. Вы просто едете до места назначения, и вообще ни о чём не думаете. Но если у вас что-то типа Лифа, то тут начинается геморрой. Вам нужно иметь доступ к 5-7 различным аппам по крайней мере. 

Для начала я сделал маршрут с помощью великолепной программы для электромобилистов A Better Routeplanner или ABRP. Программа знает все электромобили и строит маршрут с учётом потребления электромобиля с учётом всех спусков и подъёмов по маршруте.

Маршрут, посчитанный ABRPом.
Маршрут, посчитанный ABRPом.

Программа эта очень хорошая, но там очень много деталей, которые необходимо знать. Например, среднее потребление электромобиля, которое зависит от многих факторов, таких как масса груза, кол-во пассажиров, погоды, и т д. Короче, после консультаций на форумах, ABRP построил примерно такой маршрут. 

Что хорошо в Норвегии, за последние 10 лет зарядная инфраструктура созрела настолько, что можно ехать куда угодно и по какой угодно дороге и найти зарядки каждые 20-30 км или даже чаще. Есть 5-6 больших сетей типа Fortum Charge&Drive или Grønnkontakt, которые развернули огромные сети быстрых зарядок. Вот, например, карта Grønnkontakt:

Карта станций зарядки с https://gronnkontakt.no/ladekart/
Карта станций зарядки с https://gronnkontakt.no/ladekart/

И вы управляете всем с телефона через апп, в которой вы можете видеть, свободна зарядка или нет. Это, кстати, важно, потому что если она занята, то либо нужно будет ждать в очереди на зарядку либо найти другую зарядку. Кстати, поэтому я фактически не выполнил начальный план, так как некоторые из зарядок, которые нашёл ABRP были заняты. Как я и сказал, если у вас Тесла, то вы не паритесь – просто едете до Суперчарджера, там всегда есть место.

Ну, короче, я поехал. Сразу же понял, что если я буду ехать на Лифе 110 км/ч, то батарея у меня кончится гораздо быстрей, чем я думал. Тут же, как инженер, нашёл решение. Встал за автобусом, который ехал 110 – потребление резко упало :-). 

Чем ещё хорош ABRP – так он может на некоторых электромобилях читать данные о потреблении и состоянии батареи в реальном времени. На Лифе это делается через-задовским методом, когда LeafSpyPro по блютуфу читает данные из компьютера Лифа через ODB-II dongle, пишет их на какой-то там сервер, откуда ABRP их читает. Самое интересное, что всё это работает (но только до тех пор, пока у вас есть интернет. На обратном пути я ехал через горы, и там у меня вся система часто отрубалась). Таким образом, ABRP в реальном времени пересчитывает следующую остановку: 

Так ABRP выглядит на телефоне.
Так ABRP выглядит на телефоне.

Синим он показывает посчитанный уровень батарее, красным – реальный. Очень здорово, помогает против пресловутого «Range Anxiety». 

Вот таким образом я приехал на первую зарядку. Вот как выглядит зарядка: 

Это старые 50 кВт аппараты постоянного тока. У них обычно два «шланга». Один из них – Chademo, японский стандарт, который отмирает в Европе, а другой CCS, европейский стандарт. Все новые мощные зарядки именно CCS. Но мой Лиф как раз использует Chademo (вторая оранжевая розетка - для домашней маломощной зарядки переменный током, 3,6 кВт). 

Розетка Чадемо
Розетка Чадемо

Вот так выглядят розетка CCS (слева) и Chademo (фото из просторов интернета).

На мониторчике вы обычно можете видеть процесс и параметры зарядки:

Там обычно видно, сколько уже зарядилось, сколько кВч передано, и т д. 

Таким образом, я ехал порядка восьми часов и остановился пять раз для зарядки. Вот ещё несколько зарядок той же фирмы Grønnkontakt:

Вот эта была около какого-то маленького торгового центра в Kragerø. Простенький 50 кВт аппарат.

А вот это – один из новых, 150 кВт для CCS, 65 кВт для Chademo. Это, кстати, один из самых больших проблем Чадемо – ограниченная мощность, поэтому никто их больше и не ставит.

Остановки были короткие (10-15 мин). Обычно было время, чтобы просто выйти, размяться, найти туалет, и нужно было уже дальше ехать. Это, собственно, философия остановок на таком электромобиле – заряжаемся всегда, когда останавливаемся.

Последняя зарядка в Lyngdal была рядом с Тесловским Суперчарджером.

Grønnkontakt vs Supercharger
Grønnkontakt vs Supercharger

Или тут получше:

Supercharger
Supercharger

Вот эта моя финальная карта движения, получилось несколько меньше 450 км. Как видно, останавливался я часто, но это собственно и обусловлено пресловутым «Range anxiety». Страшно, когда у вас меньше 20% батареи (порядка 30 км хода). Но со временем привыкаешь не боятся, на обратном пути было уже лучше :-)

Snitt - средняя скорость зарядки, SOC - уровень батареи
Snitt - средняя скорость зарядки, SOC - уровень батареи

А вот это сам Мои. Совершенно безприметный городок, известный лишь тем, что там делают все окна и двери в Норвегии – здесь находятся две основных фабрики по их производству «Nordan» и «Gilje». 

А вот тут такой старый мостик в центре.
А вот тут такой старый мостик в центре.

Но вот более или менее. Спрашивайте, если что интересно.  На обратном пути ехал через горы. Здесь вот продолжение https://sigmund-rod.livejournal.com/3197.html. 

promo sigmund_rod september 22, 2020 12:53 27
Buy for 30 tokens
Вот не знаю, как перевести норвежский термин “rekkevide angst” (“range anxiety” по-английски) на русский. Короче, это такое тревожное чувство, когда тебе кажется, что не доедешь до следующей зарядки и батарея сядет посреди дороги. Это чувство у меня возникало несколько раз во…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded